Эфраим Севела: «Таков был город, в котором я родился»
Ср, 17/08/2011 - 23:13
Памяти советского, израильского, российского и бобруйского писателя и режиссера Эфраима Севелы посвящается...
Евреи, как известно, за редким исключением, не выговаривают буквы «р». Хоть разбейся. Это — наша национальная черта, и по ней нас легко узнают антисемиты.
В нашем городе букву «р» выговаривало только начальство. Потому что оно, начальство, состояло из русских людей. И дровосеки, те, что ходили по дворам с пилами и топорами и нанимались колоть дрова. Они были тоже славянского происхождения.
Все остальное население отлично обходилось без буквы «р».
В дни революционных праздников — Первого мая и Седьмого ноября, когда в нашем городе, как и во всех других, устраивались большие демонстрации и когда русское начальство с трибуны приветствовало колонны:
— Да здравствуют строители коммунизма!
Толпы дружно отвечали «ура», и самое тонкое музыкальное ухо не могло бы уловить в этом крике ни единого «р».
Таков был город, в котором я родился.
И была в этом городе улица под названием Инвалидная. Теперь она переименована в честь Фридриха Энгельса — основателя научного коммунизма, и можно подумать, что на этой улице родился не я, а Фридрих Энгельс.
Но когда я вспоминаю эту улицу и людей, которые на ней жили и которых уже нет, в моей памяти она остается Инвалидной улицей. Поэтому все, что я собираюсь вам рассказать, я и назвал:
Москва. 2003 год. Рассказывает писатель Аркадий Шльман:
Квартира в доме кинематографистов по улице Черняховского. Рядом на диване сидят Эфраим Евелевич Севела и его жена Зоя Борисовна Осипова. На стенах развешано старинное оружие. Спрашиваю, кто его коллекционирует.
Узнаю, что это квартира Зои Борисовны. Ее первый муж кинодраматург, автор сценариев многих фильмов Валерий Фрид был очень дружен с Эфраимом Севелой. Да и сам Эфраим, или Фима до 1971 года, жил в этом доме, только не на первом этаже, а почти под крышей на седьмом. В 1998 году Валерий Фрид скончался.
Зоя Борисовна написала книгу о Валерие Фриде и Юлие Дунском, которую назвала, так же, как называется их известный фильм - "Служили два товарища". По профессии она архитектор.
Обращаю внимание на фотографии, развешенные по стенам: Валерий Фрид, Юлий Дунский и Зоя Осипова; портрет Валерия Фрида; эпизоды из фильма "Служили два товарища".
Вспомнили общих знакомых. Несмотря на разницу в возрасте, таких набралось немало. Эфраим Евлевич родился в Беларуси, его долгие годы связывали с нашей страной родственники, друзья.
Узнав, что мы издаем журнал Мишпоха, Эфраим Севела стал рассказывать о своих родителях, о своем детстве...
«Писатель небольшого народа, он разговаривает со своим читателем-соплеменником с той строгостью, взыскательностью и... любовью, какие может себе позволить лишь писатель очень большого народа».
Немецкая газета «Аахенер Фолькс Цайтунг» о творчестве Эфраима Севелы.
Бобруйск. Июнь 1999 года
Прогуливаясь меж стеллажей с книгами в магазине «Мысль», я останавливаюсь у полки в самом углу, у окна. От пола и до самого верха — обложки с классиками и современниками, но я смотрю только на одну: «Эфраим Севела. Легенды Инвалидной улицы». Книга тихо и скромно улыбается мне. Она приютилась на полке где-то в самом внизу, словно скрываясь от снующих туда-сюда покупателей, детей (а в магазине «Мысль» всегда много именно детей), и теперь рада, что кто-то принял эту игру «в прятки» — таки нашел!
Говорят, у каждой книги своя судьба, своя история. Не правда. Что за судьба была у большинства книг «советского периода»? — изданные миллионными тиражами для «самой читающей нации в мире», они были легко отправлены в утиль, освобождая место новым поколениям изданий — «романов для дам», триллеров «для настоящих мужчин» и прочей чепухе, о которой, смею уверить вас, еще через двадцать лет и не вспомнят. Это не судьба. Это выполненная задача.
А живым существам свойственно иногда отказываться выполнять задачи, поставленные кем бы то ни было. А еще таким существам обязательно сопутствует их собственная легенда.
Быть может, когда-нибудь будет издана книга: «Легенды о «Легендах Инвалидной улицы». Ведь вы только представьте: есть КНИГА о Бобруйске, о которой и ведать не ведают нынешние жители «бедного» провинциального города; есть ПИСАТЕЛЬ с мировым именем, о существовании которого лишь смутно догадывается большинство местных графоманов.
Заметки на полях
Живой классик. Величайший рассказчик. Его книги, лиричные и жестокие, саркастические и щемящие душу, выдержали 300 изданий и завоевали сердца читателей во всем мире. Наиболее известные повести — «Почему нет рая на земле», «Моня Цацкес — знаменосец», «Зуб мудрости», «Одесса-мама», «Попугай, говорящий на идиш», «Остановите самолет — я слезу», «Мраморные ступени» — выходят в одной серии с произведениями Набокова и Розанова. Хотя прежде всего вспоминаются его знаменитые «Легенды Инвалидной улицы». Книга-исповедь, книга, сама ставшая легендой, вместе с ее автором.
ЛЕГЕНДА № 1 гласит:
Книга «Легенды Инвалидной улицы» была написана Фимой Драбкиным (это настоящее его имя) ровно за 14 дней. Случилось это в Париже, в августе 1971 года. Причем, книга писалась Фимой в «добровольно-принудительном порядке», по настоятельной просьбе (читай, приказу) барона Эдмонда Ротшильда.
И действительно, Эфраим Севела говорит:
— Это был заказ барона Эдмонда Ротшильда. Он нас лично встречал. Мы были первыми эмигрантами из России в Париже за многие-многие годы. Париж под ладонью Ротшильда был к моим услугам. Он тратил бешеные деньги ради меня. Такие приемы закатывал — на 100-150 персон! Съезжались первые лица Франции. Он сказал, что книга, когда я ее напишу, разойдется по всему миру, ее будут читать, потому что вышибает она слезу у самых твердолобых людей. Я все не решался писать. А потом Машка меня добила...
Маша — дочь Севелы (от первого брака).
Если честно, верится с трудом, что французскому барону Ротшильду так не терпелось узнать, что творилось на маленькой улочке в маленьком Бобруйске. Но интерес к родине папы со стороны дочери — дело понятное.
Получается, этой книге мы обязаны не столько Ротшильду, сколько маленькой еврейской девочке?
Как бы не так!
ЛЕГЕНДА № 2 гласит:
Незадолго до депортации Фимы Драбкина из СССР в Москве, на квартире Григория Чухрая состоялась неформальная тусовка, на которой присутствовал сам мэтр советского пера Александр Твардовский. Разговаривали, выпивали, и Фима, по просьбе Чухрая, рассказывал про Бобруйск. Твардовский был выпивший и сказал:
«Ну, что вы все, как животные (sic! - А.К.), жуете, выпиваете. Какую вещь человек рассказывает. Про Бобруйск! Надо человеку обязательно помочь издать книгу. Не дай Бог, выйдет человек из дому, упадет на него с пятого этажа с балкона бутылка из-под шампанского и убьет его. И не будет в литературе такой вещи. Обеднеет литература. Надо обязательно записать, сохранить. И я обещаю, буду жив, беру на себя ответственность, помогу издать книгу».
Твардовский не мог помочь. По той простой причине, что Фиму Драбкина вскоре «уехали» из Советского Союзу. Но здесь возникает резонный вопрос: а зачем Фиме надо было вообще уезжать, когда сам Твардовский предлагал поддержку — о чем мог еще мечтать любой начинающий автор в СССР?! Сейчас, спустя долгие годы, надо, наконец, признать, что у Севелы не было ненависти к советскому строю. Были жажда свободы и вольного ветра. Сколько ненависти писатель выплеснул на тот же Израиль, когда назвал Землю Обетованную «страной вооруженных дантистов»! Писатель прожил лишь некоторое время в Израиле, а затем со скандалом отбыл в США, где продолжал выражать недовольство всем, что видел и слышал на родине избранного народа.
«Я подолгу не задерживался в Америке. Не обремененный никем и ничем, побывал в Швеции, Голландии, Италии, Сингапуре, Англии, Франции, Польше, Германии, Камбодже... Жил повсюду, где было интересно и хорошо. За 18 лет скитаний объехал полмира, черпая сюжеты для будущих книг, сценариев», —будет он вспоминать позже.
Как пишет, словно пытаясь оправдать писателя в глазах соотечественников историко-публицистический журнал «Мишпоха-А» (в 2005 году):
«Такой у него неуживчивый характер. Наверное, на земном шаре нет ни одной страны, где бы он чувствовал себя уютно. Может, этот характер передался с генами? Ведь и мама, и папа были людьми с норовом. А может, эта черта характера человека с Инвалидной улицы?..».
А сам писатель однажды признался:
«На Инвалидной улице было много рыжих. Мы рыжие не только по цвету волос, мы на этой земле рыжие».
Но в таком случае, неужели ему, Эфраиму Севеле, а точнее, бобруйскому до мозга костей, рыжему Фиме Драбкину никогда не хотелось вернуться в родные пенаты?
Да. И на этот счет есть… нет, уже не легенда, а реальная история о том, как в конце 80-ых Ефраим Севела ТАЙНО приезжал в Бобруйск. Послушаем его самого:
«В Бобруйск, о котором я пишу всю жизнь, который сделал меня писателем, я приезжал нелегально. Это было в конце восьмидесятых. Я сидел в машине на заднем сидении, накрытый пледом, чтобы меня не видели… Проскочили по улицам, нигде не останавливаясь, и на кладбище. Конечно, я сразу пошел к маминой могиле. Пока стоял там десять или двадцать минут, вся жизнь пронеслась перед глазами. Как будто мама спрашивала у меня: «Как твои дела?». И я рассказывал ей все, со всеми подробностями, как никогда и никому не рассказывал».
О матери своей писатель предельно откровенно рассказал лишь несколько лет назад, после перенесенного инсульта:
«Мои папа и мама были спортсменами. Они познакомились в Бобруйске на стадионе «Спартак». Мы жили рядом со стадионом. Мама была чемпионкой республики по бегу с барьерами. Я ее подвел. Я сделал одно опаснейшее дело, и она не выдержала. Был скандал в прессе, и очень злые слова, когда я уехал из Советского Союза. Это был 1971 год, и мама не выдержала. Она покончила жизнь самоубийством. Ее звали Рахиль…».
Воспоминания о Бобруйске. Севела продолжает:
«…Кладбище. Там сегодня моих знакомых лежит куда больше, чем живет в самом городе. Недалеко от маминой могилы есть одно захоронение. Обычный бетонный обелиск, и на нем пять фотографий. Наверху снимки деда и бабки, типично еврейские лица, он в картузе, она в платочке. Фамилия, год рождения и год смерти. А внизу три фотографии, прямо удар в сердце, три красавца парня — их дети. Всем по восемнадцать лет. Они в разные годы погибли на фронте. Но всем было по восемнадцать лет. Они сняты в футболках, они были футболистами. И даты рождения и гибели: 1923-1941, 1924-1942, 1925-1943. И так улыбаются, такие веселые, как на пикнике. Я никогда не видел этих ребят живыми».
***
Важно отметить, что все издания Севелы сначала выходили за рубежом, и лишь спустя годы — у нас. С этим связано и то, что годы плодотворного творчества писателя и режиссера прошли за границей, и то, что вплоть до начала 90-ых само имя Эфраима Севелы было у нас фактически под запретом. Огромный интерес представляют пьесы, киносценарии автора. Лишь недавно были изданы в России киноповести «Клен ты мой опавший», «Ласточкино гнездо», «Белый мерседес», «I love New York», раскрывающие глубокий психологизм автора.
Ирвин Шоу писал:
«Эфраим Севела обладает свежим, подлинным талантом и поразительным даром высекать искры юмора из самых страшных и трагических событий, которые ему удалось пережить...»
Интересно, что поколение молодых читателей, только сегодня начинающих открывать для себя Эфраима Севелу, воспринимают его как модного, «крутого» автора бестселлеров, почти как фантаста. Им тяжело поверить, что эти книги — документальны, что герои повестей — не вымышленные персонажи, поэтому они и воспринимаются так ярко. Живые люди.
Книги Севелы легко читаются. Эта простота, с которой он рассуждает о самых серьезных вещах, напоминает нам о его великом предшественнике Алесе Адамовиче. Оба писателя — и Эфраим Севела, и Алесь Адамович — рождены бобруйской землей. Здесь в крови умение говорить просто о сложном. Так просто, что после нам больше нечего сказать. Остается лишь молчать или нервно рассмеяться. Такие писатели не могу стать «академичными». Их не зачисляют в классики, а они смотрят со спокойствием сверху на эту суету, ибо знают, что в этом мире истинно, что сохранит навечно память, а что рассеется над землей как дым.
Эфраим Севела и Валерий Алексеев.
Москва. Август 2009 года
81-летний писатель передвигается в инвалидной коляске, он практически не покидает свой дом и очень редко принимает гостей. Можно по-настоящему позавидовать людям, лично общавшимся с Севелой. Одним из таких счастливчиков стал Валерий Алексеев, продюсер бобруйской группы «Земля Королевы Мод». Ему слово:
«О существовании писателя Эфраима Севелы я узнал гораздо раньше, чем прочитал его книги. Еще в конце 80-ых у меня был друг — мой однокурсник Марат Елиф, с которым мы частенько брали «напрокат» у его отца старый «Запорожец». И вот однажды, когда мы обреченно катили заглохший тарантас по улице Энгельса, Марат вдруг сказал, указав рукой на дом: «Здесь жил великий бобруйский писатель». Помню, парировал ему с ухмылкой: «Чем же велик этот писатель, что я о нем даже не слышал?». Марат снисходительно на меня посмотрел и сказал: «Я бы дал тебе его книгу. Но папа не разрешает. Ее могут читать только евреи».
В Советском Союзе книги писателя не продавались, и впервые Севелу я взял в руки только в 1995 году, в больнице, куда я загремел серьезно и надолго. Я уже практически распрощался с жизнью, но когда прочитал повесть «Моня Цацкес — знаменосец», мое прощание затянулось... Я стал жителем Инвалидной улицы. Я узнал, что такое смех сквозь слезы. Я захотел стать евреем.
Потом были долгие годы ожидания. Я все ждал, что писатель однажды приедет в Бобруйск, по крайней мере слухи об этом постоянно ходили. Не понимал, почему Севела не приезжает в наш город. Когда ждать стало просто невозможно, купил билет и поехал в Москву.
...На пороге меня встретила жена писателя — Зоя Борисовна. Деликатно предупредила: «Валерий, у вас 5 минут. Писатель болен, у нас режим».
Я тихо, с волнением прошел в комнату. Писатель встретил меня открытой улыбкой, глаза его блестели, даже слезились. «Валера, вы из Бобруйска, точно?». Писатель шутил… Я присел рядом с его кроватью и стал рассказывать, пытаясь побыстрее изложить все, о чем так долго заранее думал. Чтобы уложиться в 5 минут. Лихорадочно стал доставать из сумки сувениры, подготовленные для него. Это была статуэтка бобруйского керамиста, моего друга Олега Ткачева, созданная специально для писателя на мотив его книги «Мама», фотографии с кладбища, где похоронена мать писателя и сегодняшней улицы Энгельса (бывшая Инвалидная, — ред.). Достал коробку «Бобруйского зефира»… Последний его по-настоящему развеселил: «Весь мир знает, что у меня диабет, поэтому мне никто никогда еще не дарил зефир. Спасибо, Валера!». С этого момента наше общение стало совсем непринужденным, я и не заметил, как пролетел целый час…
Я рассказал Севеле про «Белшину», про «Дажынки», про баню на улице Карла Маркса. Потом мы пили чай. Писатель попросил жену принести несколько книг. Одну из них — это были «Легенды Инвалидной улицы» — подписал для бобруйского краеведческого музея: «Нежно любимому городу Бобруйску».
Я рассказал, что режиссер бобруйского театра Татьяна Дорогобед мечтает поставить на сцене его «Легенды Инвалидной улицы». Писатель молчал, думая о чем-то, а в конце нашей встречи произнес: «Я всегда был чужой», — и вздохнул. Я ответил ему: «Не правда, для бобруйчан вы всегда будете Свой!».
***
Эфраим Севела. Бобруйчанин мира. Он был Чужим везде, куда заносила его судьба, но так и не вернулся домой.
Если верить «Легендам Инвалидной улицы», это была улица сильных людей. Мальчики старше десяти на бобруйской улице Энгельса никогда не плакали. И Фима Драбкин в том числе — никогда не плакал. В его книгах — один юмор, тонкий, озорной, еврейский, а точнее — бобруйский юмор...
Бобруйск, 20 августа 2010 года. Улица Энгельса.
Этот заброшенный дом находится на перекрестке Инвалидной-Энгельса с улицей Московской. Здесь уже давно никто не живет.
Поэтому он не вернулся. Поэтому его книги в Бобруйске уже никогда не будут искать днем с огнем.
Это смех сильных людей.
Они смеются последними.
Бобруйск. Август 2010 года
Все новостные ленты мира пестрят сообщениями: вчера, 19 августа, на 83-м году жизни скончался Эфраим Севела.
Я иду по улице, где он рос. По Инвалидной улице, ныне улице Энгельса. По улице Севелы.
Эта улица находится в старом Бобруйске. Она не очень длинная, но сложная: кривая, бесформенная. Заброшенные дома соседствует здесь с дорогими трехэтажными особняками, а хороший асфальт через три дома сменяется брусчаткой, уложенной еще до революции.
Улица начинается с развилки и заканчивается тупиком. Но именно эта улица сделала Севелу бессмертным.
А дом в котором жил Севела сохранился? Он как-то обозначен памятной доской?
Интересно, властьимущие, думают как-то увековечить имя земляка?
Хотя, по большему счету, об этом должна заявить городская интеллигенция, вот только где она?
АУ, земляки......
Aleś Krasavin:
Чт, 18/08/2011 - 00:41
Дом Севелы вряд ли сохранился. Обратим внимание на слова писателя:
"Папа и мама были спортсменами. Они познакомились в Бобруйске на стадионе "Спартак". Мы жили рядом со стадионом".
Скорее всего, он родился и жил в районе улицы, где позже были построены 5-этажные дома. Указатель "Возле стадиона" необходимо принимать с учетом, что городского парка, примыкающего к улице Энгельса еще не было, до 80-ых прошлого века на месте лужайки городского парка со стороны Энгельса еще стояли частные деревянные дома. Поэтому речь может идти как о 5-этажных зданиях и территории детского сада непосредственно возле стадиона "Спартак", так и о нескольких зданиях в районе кафе "Аленушка" (ныне кафе МиАрли).
4еловек:
Чт, 18/08/2011 - 01:08
СПАСИБО ВАМ АЛЕСЬ ЧТО МЫ ЕГО ПОМНИМ ...
Сергей Пинчук :
Чт, 18/08/2011 - 01:42
Давайте попросим Дмитрия Бонохова поменять ленина на СЕВЕЛУ. И тогда всё будет правильно и по человечески. Сколько можно делать вид, что Фима Драбкин нам приснился. Весь мир его знает, а мы не хотим знать. Это же наша ГОРДОСТЬ и СЧАСТЬЕ, что он РОДИЛСЯ у нас.
Брежнев его вычеркнул, а мы давайте опять его впишем в историю нашего местечка. Ни Ильф, ни Петров не могут с ним сравниться! А ведь он ещё и киноснимал. И какое!Спасибо что жили и ходили по нашим улицам. Будем помнить!
Дырявая память:
Чт, 18/08/2011 - 02:12
Как так вышло (?!) -- евреи , русские и мы -- никто , никто его не увековечил (?!) ...Мощнейшая личность . Всё Ефраим Севела пережил с улыбкой . И войну и славу и страх и иммиграцию и жизнь ... Люблю и помню ! С ним я не одинок даже сейчас . Он не чужой . Он родной ...Спасибо моя "Вечёрка ".
Гость:
Чт, 18/08/2011 - 02:14
большое спасибо за статью, но хотелось-бы ещё иметь возможность почитать произведения наших земляков. А в библиотеках города их всего несколько книг.
Гость:
Чт, 18/08/2011 - 02:30
Ефраим Севела жил на углу Энгельса и Московской. напротив заброшенного дома на фото. их дом давно снесен и там построены 5этажные дома.
Aleś Krasavin:
Чт, 18/08/2011 - 02:46
Спасибо Гость. Но вы можете указать дополнительнй источник, чтобы проверить эту информацию?
Проходящий:
Чт, 18/08/2011 - 04:11
"...в библиотеках города их всего несколько книг"
Очень многое Вы можете найти в интернете. Например тут:
Галина:
Чт, 18/08/2011 - 07:46
Сергей Пинчук, согласна с Вами. Только нам бобруйчанам, не просить надо, а требовать.
Стыдно, что имя великого писателя не увековечено в нашем городе. Хотя, если бы мы выбирали себе мэра сами, из своих же бобруйчан, то многое было бы иначе...
Приезжим людям как-то "фиолетово" наше прошлое.
Вика:
Чт, 18/08/2011 - 10:31
Спасибо за публикацию. Насчет дома где он жил,то в своей книге Легенды Инвалидной улицы Севела прямо пишет про 4-этажные дома,которые были построены на месте его дома...
Гость Слава Гельфанд:
Чт, 18/08/2011 - 11:11
Я очень рад что такие коментарии и такая статья. Значит евреев уважают и любят. Спасибо сайту что не забыли такого выдающегося человека.
Гость:
Чт, 18/08/2011 - 12:47
Алесю и Валере - респект! Вы молодцы! Таких людей надо помнить. Севелу все любят и уважают на родине!
Сергей Пинчук, + 1!!! :)
Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45
Может евреев и уважают, вот только сами евреи почему то в этом вопросе выбрали хитрую позицию.Вас же по всему миру,что одуванчиков,в каждой области,штате,кантоне, регионе. Ну, вот и сбросьтесь по пару шекелей,долларов. Вас эта страна выучила,что вы ей дали взамен? Чего плачетесь, денег у вас - можете всё скупить.
Хватит плакаться что нет денег, Севела, безусловно личность,но не мировом уровне, и эти вот слова "Значит евреев уважают и любят. Спасибо сайту что не забыли такого выдающегося человека." Я бы добавил, вас то любят, только вы что то взаимностью не платите... ТРЕБОВАТЬ? Что значит требовать?! Что вы,евреи, дали этому городу? И почему в этом ряду не стоят белорусы, поляки,а поляков в Бобруйске немало, украинцы, литовцы, латыши, почему они не требуют,почему о них ни кто не заботится так как вы?!
Хотите увековечить память Севелы? Дорогие и любимые евреи, за лопаты и на субботник, зарабатывайте денежку на памятник и увековечивание Севелы, а не просите и уж тем более, требуйте.
Рекомендую прочитать книгу "Удар русских Богов" и вы поймете,как и за что любят евреев во всем мире.
А насчет увековечивания Севелы,это нужное дело,но пожалуйста, без истерии и словоблудия. Многие евреи достаточно умные люди, но не настолько чтобы их евреев и только евреев ставить впереди планеты всей, это далеко не так.Никто вас отсюда не гнал, не бил, были времена доставалось всем и красным и белым и евреям и белорусам, всем доставалось, но вот как что, так евреи шум поднимают, несчастные, гонимые, бедные? А на самом деле?
Шлемазл
Настоящий славянин:
Чт, 18/08/2011 - 19:05
Что то не могу понять с какого перепугу вы называете Севелу мощнейшей фигурой?А Василь Быков?Севела, обычный писатель и нет в его произведениях ничего абсолютного,нет и всё. Почитайте Сахарова,Солженицына, они пишут гораздо лучше и интереснее!
Просто получается, что только евреи, это каста,а вот по моему, лучше читать Нодара Думбадзе,там есть такой же юмор на бытовом уровне,но не так как у Севелы,всё с насмешкой,в каждой странице евреи выставлены как великомученики,не тяните одеяло на себя!?!!!
Однажды, тот с кого вы его постоянно и вечно стягиваете сбросит вас с кровати на пол,как это было всегда и во всех странах...
так с, господа, я понимаю, что вам в одном месте свербит, но держите эмоции при себе. Евреи они абсолютно такие же люди, как и все остальные. Возможно они в чем-то даже лучше вас.
поляки, а что сделали поляки для бобруйска? а не ну спасибо конечно что благодаря полякам наши с вами предки предали свою веру, обычаи, традиции и т.д. ради шляхецких вольностей? так кто хуже еврей, который всю жизнь торговал и хитрил, или славянин, который в одночасье уверовал в непогрешимость папы и римской католической церкви, ради того, что бы на балу в варшаве, потискать в углу страшную польку, "зато ж яна царских кравей"... стыдно господа, стыдно обвинять людей свято хранящих свои традиции и обычаи, забывая самим про свои... хотя бы за это они достойны вашего уважения.
Polina :
Чт, 18/08/2011 - 21:34
Ne sravnivaite Bykova i Sevelu, eto nesopostavimo. Kazhdui pishet o tom, chto znaet, Sevela o bobruiskih zhitelyah, Nodar Dumbadze - o Gruzinskih.
Chitaya "babushka, Iliko, Illarion" i "ostanovie samolet.."-obaraza hohotala do slez.
Галина:
Чт, 18/08/2011 - 23:26
Константин, что значит предки предали веру?
Человек вправе сам выбирать в какой храм ему ходить.
В Бобруйске есть семьи где родители католики, а их дети православные, или наоборот, родителей крестили в церкви, а дети ходят в костел...
Скажу Вам еще более страшную вещь - знаю семью, где один брат православный, второй католик, а третий атеист - и все прекрасно меж собой ладят, очень дружные.
Вы, Константин, пытаясь парировать выпады неадекватов, сами скатились к их логике в отношении людей другой религии...
Валера Алексеев:
Чт, 18/08/2011 - 23:35
Доброй ночи всем.
Хорошо, что случайно перед сном зашел на сайт. Ребята успокойтесь пожалуйста. Некоторые из последних комментариев очень уж похожи на мысли Кроликова из комедии "Ширли-Мырли". Они такие все смешные, хоть и кажутся серьёзными.
Определение "настоящий славянин" в нашем городе сегодня относится наверное только ко мне. Мои предки старообрядцы пришли на эти земли 300 лет назад и их здесь приняли. А браки с другими национальностями у моих предков не приветствовались. Хотя случалось всякое. Например, к нашему берегу прибивались поляки, молдаване, украинцы и даже казахи. Немножко, но есть. И только моя родословная пока чиста... Но я свою "чистую" кровь слегка разбавил в бобруйских и московских больницах. И думаю, как всегда, без евреев не обошлось. Одну фамилию я таки успел прочесть на донорской баночке во время операции: "Дедкина!" Надеюсь и мой добровольно сданный литр кровушки пригодился какому нибудь чистокровному еврею или бобруйскому вьетнамцу и вот в эту данную минуту заставляет сокращаться их горячие и интернациональные сердца. Так что даже моя "чистота" теперь условна. К тому же я ей и не дорожил. Так, интересно или даже забавно. И всё. Я прошу не надо так энергично защищать славянские интересы. Вы где живёте, родные? Город наш не большой и все друг друга знают. И мы все друг друга знаем. 600 лет в Бобруйске существуют самые разные национальности и конфессии, и всем всего всегда хватало. И были ли здесь межнациональные или религиозные войны? Не трудитесь и не листайте учебники. Нет. Если бы нацисты не пришли, а до них мы коммунистам не доверились, горя бы этот город не знал...
Давайте лучше скажем спасибо всем тем, кто строил до нас этот город, погибал за нас, работал для нас. Многие бобруйчане уехали на край земли строить другие счастливые города, многие совсем недавно пришли из деревень и стали счастливыми горожанами, многие к нам бежали от горя. Сегодня евреев мало, но стало больше азербайджанцев. Как раз сегодня после обеда я парой фраз перекинулся с Натиком Багировым на открытии выставки. Выставка Азербайджана в Бобруйске! А может, история так закрутится, что на этой прекрасной земле через 100 лет будут трудиться венесуэльцы. Или китайцы. Хотите или нет, но у нас не спросят. Нас уже не будет. А может и евреи вернутся. Знаю, что моим друзьям детства Марату Елифу, Игорю Гафту, Мише Нахмановичу, Гене Плоткину и Борису Мишкину израильский климат как то не очень... И кроме меня им будут рады мною известные чистокровные (без кавычек!) бобручане: Евгений Сысой, Дмитрий Шнейдер, Игорь Идиатулин, Дмитрий Капский, Каринэ Бит-Бет, Мухамед Алиев, Ирина Гончаренко, Александр Клютченя, Анна Чуртан, Сергей Эскузян, Михаил Клейнер, Марина Басилошвили, Тарик Абдул-Вахора и Иван Евстратович Васильев. Национальности этих людей решил не называть.
Теперь о Ефраиме Севеле. Слава Богу ,что я его встретил в своей жизни. Мы с ним непрерывно проговорили пять часов. Мы виделись в первый и последний раз в жизни... Я много уже об этой встрече говорил и через прессу и через телевидение поэтому не буду повторятся. Узнал много секретов, но подобно Горбачёву заговорчески промолчу. Ещё не время. "Открою" только одну тайну. Не просите. Одну. Он любил весь свет. Всё.
В конце 20 века в мире среди "советских" писателей больше всех издавались Александр Солженицын и наш Ефраим Севела. Но это так для информации. Тиражи конечно же не показатель величия писателя, но лично мне приятно. Василь Быков... что тут рассуждать, я в который раз его сейчас перечитываю. Это наша совесть. Как его не хватает. И именно сейчас. И как больно, что последние дни он доживал не на своей земле. Больно и стыдно. Причины? Они были, но о причинах я сегодня не хочу. Не надо. Но Великий Василь Быков родился не в Бобруйске и улицы нашего города не нюхал. Поэтому Севела для меня чуточку роднее... Хотя, нет, зачем их мерить? Оба они для меня родные! И вам, "настоящим славянам", не советую их противопоставлять... Не советую вам так же наших родных уехавших евреев противопоставлять с нами (сколько в городе национальностей?), с оставшимися... Думаете это было так легко? С ноля начинать новую жизнь на краю земли? И ведь у них получилась. Во всяком случае денег у нас не просят... И еще, я Вас очень прошу не увлекайтесь рассуждениями о том кто больше постродал во время войны... Помолчите. Помолчите и сходите в церковь и поставьте свечку за упокой убиенных мучеников. Всех мучеников.
А память о Севеле нужна всем: и уехавшим и приехавшим. И не надо нам израильских субботников и беларусских воскресников. Есть здравый смысл, бюджет и спонсорская помощь.
И последнее пожелание: не обижайте здесь словом евреев, поляков... Так своим словоблудием разбудите "дух мировой исторической справедливости" по имени Адольф. Есть что сказать? Позвоните лучше мне +375296370889. Поговорим о городе, любимом Богом.
Иннокентий Шниперсон:
Пт, 19/08/2011 - 00:47
Валера а вот мой ширлимырливский тост:"За белого человека !" И вы будете смеяться у меня друг бобруйский негр Саша))))))))))).За ним наше светлое завтра.Или чёрное сегодня?Севелу бы улыбнуло:)Бобруйск рулит!Кого тут только нет ?Все на станцию переливания крови ! Намешаем наш бобруйский интернациональный кактэль "лакомка"!Алексееву -Дедкину ,Шниперсону-Кроликова,Севеле-Быкова,Славянину-Думбадзе,Красавину-Багирова,Гостю-Гельфанд.И перемешать.На самом деле НИ КАКИХ ПРОБЛЕМ МЕЖДУ НАРОДАМИ У НАС НЕТ!Все приезжайте ВСЕМ РАДЫ ! Ворчуны у нас есть как и везде.В Германии "мешают" турки во Франции -африканцы в России - таджики .А у нас В Бобруйске все перемешались со всеми!И все любят Севелу , как я чёрного как ночь и хитрющего как Моня Цацкис -Сашку!Шалом Алах Ахбар и Слава бОГУ !
ВИТАЛИЙ ИВАНОВ:
Пт, 19/08/2011 - 01:05
И ДЕЙСВИТЕЛЬНО ВЕЧЕРНИЙ БОБРУЙСК ! СПАСИБО !НА ВАШЕМ ВЕЧЕРНЕБОБРУЙСКОМ САЙТЕ СКОРОТАЛ ВЕЧЕР.ЗА ТРИ ЧАСА ПРОЧИТАЛ ЛЕГЕНДЫ! КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ЧТО У НАС ЖИЛИ ТАКИЕ ЛЮДИ!И КАК ЗДОРОВО ЧТО ЕФРАИМ СЕВЕЛА ВСЁ СУМЕЛ СРИСОВАТЬ!И ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ МАЛЬЧИКА БЕРЭЛЭ МАЦ ! И ОН ЖИЛ ЗДЕСЬ!СПАСИБО СЕВЕЛЕ И ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ ДОБРЕЙШЕМУ ИЗ ДОБРЕЙШИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПРОСЛАВИВШИЙ ОДНУ НАШУ УЛИЦУ НА ВЕСЬ МИР!И Я С ЭТОЙ МИНУТЫ БУДУ ДОБРЕЕ.ОБЕЩАЮ!
Сергей Пинчук:
Пт, 19/08/2011 - 02:00
Спасибо Галина за поддержку Я бы попросил бы Валерия не уподобляться Михайлу Сергеевичу. Нам же всё интерестно .Всё, что связана с Севелой.Каждая мелочь.А вы ра ссказали ,как кот наплакал .Я вам завтра позвоню .А пока лучше спокойно спит,е.И все неравнодушные к нашей истории люди тоже спите. Завтра поспорим.Но лучше нет.Завтра умер Севала.Да и после Валерия Алексеева писать больше незачем .Добавить нечего о ГОРОДЕ любимом БОГОМ.
Проходящий:
Пт, 19/08/2011 - 02:46
Валера Алексеев
+100
К СОЖАЛЕНИЮ ГОСТЬ:
Пт, 19/08/2011 - 04:12
Спасибо , милый Алесь Красавин. Читаю всю ночь вечного Севелу . Прочитал и Валеру Алексеева .Дай Бог чтобы вас так любил город любимый Богом !
Гость Слава Гельфанд:
Пт, 19/08/2011 - 08:17
Ну без антиссемитов таких как Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45 и тут не обошлось. Печально конечно
Гость Слава Гельфанд:
Пт, 19/08/2011 - 17:48
Не кто не плачется дорогой гость просто не все евреи как и белорусы живут так хорошо как вы тут комментируете есть и бедные которых хочется поддержать хотя бы через комментарии в этом уважаемом сайте. А кто были самыми талантливыми учёными врачами хорошими сапожниками. А вы такое тут пишите постыдились бы мол евреи ничего не сделали. Подумайте об этом и пожалуйста извинитесь за такие оскорбления Нехорошо это дорогой Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45
Polina :
Пт, 19/08/2011 - 20:42
Vsem, kto chitaet bobruisk.ru:
Prochtite zamechatelnuyu knigu Abrama Rabkina (izvestnui hudozhnik iz Bobruiska) Vniz po Shosseinoi. Ulitsa Baharova do voiny byla Shosseinoi.
Ne pozhaleete.
Гостьmr x:
Сб, 20/08/2011 - 07:20
фискаб.у.бахарава и социалки там жила их семья после войны...
Гость:
Сб, 20/08/2011 - 09:09
19 августа. На могиле матери Севелы.
«» на
Также см. фотохронику
кактус:
Сб, 20/08/2011 - 15:06
В Бобруйск каждое лето приезжает творить заслуженный художник России, живописец, график, ПИСАТЕЛЬ, патриот своего Бобруйска, города в котором он родился, который прошел все ады, и зовут этого Человека Абрам Исакович РАБКИН. Прочтите его замечательную книгу "Вниз по Шоссейной" и Вы оцените творчество истинного бобруйчанина, патриота и прекрасного человека. Не буду сравнивать несравнимое - этот человек сегодня здесь, восхищайтесь. Но так уж устроен "интеллегентный" человек, не зная творчества художника, публично восторгаться. К примеру, не зная творчества итальянского кинорежиссера Антониони, он при одном упоминании о нем, начнет восхищаться: "Ах, Антониони, Антониони!.." Психиатры оценивают такие проявления, как мания... Мания чего? - Не психиатр.
Aleś Krasavin:
Сб, 20/08/2011 - 15:23
Спасибо, Кактус. Мы регулярно пишем об Абраме Исааковиче. Одна из последних публикаций о художнике на сайте:
Дарья Алексеева:
Сб, 20/08/2011 - 19:00
По изрытому снарядами полю, где догорали подбитые танки и люди в шинелях валялись везде, куда ни кинешь взгляд, бродил, еле переставляя ноги, солдатик без шапки, в изорванной гимнастерке, со жгуче-белой марлевой повязкой на руке до локтя. Он заглядывал в лица убитым, поворачивая тела на спину. И шел дальше. К другим кучам тел.
-Ву из реб Мойше? - тихо и безнадежно повторял он.
Э.Севела
Земля изгибалась под солнцем нелепо и странно,
Круглила хребет-горизонт – благодетельный труд...
Он шел – долговязая тень, незаросшая рана
Из тех, что до смерти вселенскою кровью текут.
Он спрашивал: «Где?..», плотный воздух вдыхая неровно
И жалко моргая иссохшими листьями век.
Он шел. Под ногами лежали тела, словно бревна.
А где-то вдали разливался потерянный свет...
Ему отвечали...когда-то...и – некому больше.
А он не поверил, не понял, не знал, не привык –
Тянул, как молитву унылую: «Ву из реб Мойше?»,
Качаясь от вязкой усталости, будто цадик...
Игрушки сломались, как люди, и брошены рядом
Белесыми лицами кверху – но где светлый лик?..
Они сверлят небо бессмысленным кукольным взглядом,
Того провожая, кто в небо идет напрямик.
Он шел как летел – осторожно, безумно и тихо,
Вопрос свой катая, запекшийся кровью, во рту...
Неузнанной смерть ходит рядом в обличье шутихи.
Глаза изболелые смотрят с тоской.
В пустоту...
кактус:
Вс, 21/08/2011 - 09:37
Спасибо господин Красавин за ссылку, открыл, посмотрел, думал добавились комментарии, но нет. Почему? Потому, что там речь идет о патриоте, который не бросил свой родной город и страну, которые защищал и которым продолжает творить и отдавать свое творчество.
Жил бы Севела в России сейчас и никто бы не вспомнил о нем в Бобруйске о его творчестве, о том, что он проживал на Инвалидной, а так, ЭМИГРАНТ... как можно. "Ах Антониони, Антониони..." - это фраза из репризы Геннадия Хазанова, посвященной интеллигентской толпе.
бобруин :
Вс, 21/08/2011 - 18:36
Великий сын Бобруйска !Столько книг,столько фильмов,столько сценариев ! Помним и скорбим...
А. В.:
Вс, 21/08/2011 - 21:45
Севела не был эмигрантом. Он скорее относится к тем людям, которые не имеют душевного спокойствия и стремятся к чему-то всю жизнь. Как очень точно заметил Алесь Красавин, у него была "жажда свободы и вольного ветра". Абрам Рабкин тоже уехал в Питер, это по по-вашему не эмиграция?
ЛИТВИН:
Пнд, 22/08/2011 - 15:17
Я пронализировал ваши кактус комментарии и понял , что вам абы повредничать .Писали бы , что Севела плохой и вы бы ,я уверен , первым его защисчали.Да?Причём тут Рабкин ,Быков..?Мы говорим о Севеле потому что он год назад умер.Вот и всё .Помним и скорбим
кактус:
Пнд, 22/08/2011 - 20:57
ЛИТВИН:
Пнд, 22/08/2011 - 15:17
Парадоксальная ситуация. Человека, достойного общественного внимания, при жизни не замечаем, а когда он уходит в мир иной мы все начинаем вспоминать, какой он был. Давайте будем отдавать должное таланту при жизни, от этого только больше получим. А я не вредный, просто кактус, но с мягкими колючками.
кактус:
Пнд, 22/08/2011 - 21:06
ЛИТВИН:
Пнд, 22/08/2011 - 15:17
Я извиняюсь, но в голову пришла мысль, Литвины проживали по ул. Энгельса по четной стороне улицы недалеко от Московской и по ул. Комсомольской (б. Водопроводной) № дома примерно 125-127, эти два дома имели родственную связь. Вероятно поэтому Вы такой поклонник Севелы, что были соседями с Фимой Драбкиным?
ЛИТВИН:
Втр, 23/08/2011 - 00:00
Я при жизни Севелу очень даже замечал .Я его читал и друзьям рекомендовал ."Литвин "-это мой псевдоним ,как и ваш ,надеюсь,"кактус".На самом деле меня зовут Юрий Иванович.А поклонником Севелы я стал потому ,что он самый ,на мой взгляд ,интересный писатель.При жизни мне не удалось ему сказать об этом.А сейчас поводом стала эта замечательная статья.
лиля:
Втр, 23/08/2011 - 00:44
я уехала в 1996 году. а дома на месте где жил Севела были снесены в году 1990 и на их местах был выстроен целый квартал домов по переметру. Энгельса, Московская, Октябрьская Карла- Либнехта
Zeev Friedburg:
Ср, 31/08/2011 - 14:58
Севела самоопределен как бобруйчанин , да и сами бобруйчане чувствовали в нем своего , я имею тут сказать за старый марамойский Бобруйск , не за жлобов , которые тоже достойные люди , но Севела для них писал и жлобы Севелу не читают . Я жил на Энгельса . Мне понятен Севела . Времена меняются , меняется Бобруйск . Все о чем он писал не совсем актуально , анекдоты про евреев - их есть в интернете . А в Бобруйске шины .
Артур Шимонис:
Чт, 01/09/2011 - 00:23
Вы про что пишете ? Сами анализируете ? Севела писал шедевры ! Какие шины ? Севела писал про людей !?!
Zeev Friedburg:
Чт, 01/09/2011 - 13:46
Вы ж меня не поняли , уважаемый ! Конечно Севела писал шедевры про людей . И людей было в Бобруйске ... а сейчас шины !
Артур Шимонис:
Чт, 01/09/2011 - 14:19
Согласен , но не совсем .Людей хороших в нашем городе много.А "шин" ,как Вы написали , достаточно и по всей стране.А "шиномонтажка" у них в центре .
Zeev Friedburg:
Чт, 01/09/2011 - 15:43
Да, да хороших людей наверное в Бобруйске есть , но они на шедевры не тянут . Время другое - масс-продакшен , сайнс-фикшен , тотал-халоймэс .
бобруйчанин:
Сб, 10/09/2011 - 19:07
Валерий, с уважением отношусь к Вам, но не понимаю, как можно в доме у такого человека (да и просто в доме!) не снять головного убора?
Валера Алексеев:
Пнд, 12/09/2011 - 21:15
Простите... Я просто не люблю себя лысиком...Я бейсболку одел только когда мы решили сфотографироваться ...Пустили на 5 минут , а чай пили 5 часов...Удивительный был человек...
ГостьМоня:
Вс, 25/09/2011 - 04:59
Моня Бобруйский мой псевдоним,это я к тому, что бы не обвиняли в национвльной предвзятости. Фима Драбкин - человек Мира, родившийся в Бобруйске. Бог дал ему талант и он его употребил на то что ему дороже всего в этом мире, это его народ, его улица, его город, его детство. Бобруйск имеет траегическую историю.В моём понятии сейчас это если мягко сказать полумёртвый город. И не теште себя иллюзиями, но без Евреев от города осталось одно название и "щины". Кто не жил в Бобруйске до "ИСХОДА" пусть знает что он живёт в Нью-Бобруйске, а это совсем не то. Уже нет того калоритного, самобытного народа и его культуры даже разговорная речь не та. У Бобруйчан был свой неповтаримый сленг по которому они узнают друг друга в любой точке мира. И не надо делать из себя литературных критиков спадары, вам это ни к чему, просто читайте талантливого человека. Я мечтаю о том чтобы нашёлся такой же талант и описал 60-70 годы. А если "варяги" правящие городом решат увековечить память людей прославивших его жителей в мировом масштабе буду рад оказать посильную помощь.
Віктар М.:
Вс, 02/10/2011 - 18:35
Моня, згодны з Вамі, Бабруйск без габрэеў страціў сваю непаўторную адмецінку. Сваіх з'ехаўшых сяброў і аднакласнікаў, габрэяў, згадваю з цеплынёй і шкадобаю. Яшчэ абурае тое, што многія праваслаўныя прыходы Бабруйска ператварыліся ў асяродкі антысемітызму. Ніколі не забуду нядаўні эпізод з жыцця, калі групка сталых жанчынак, сеўшы ў тралейбус на пр.Мікрараён да самай Шмідта бэсцілі ў размове жыдамасонаў. А ехалі яны цалаваць у капліцу на Мінскіх могілках цудатворны абраз. Гадка было слухаць гэткіх верніц. А як выйсце з ушанаваннем памяці Ефраіма Севелы, прапаную габрэйскай абшчыне Бабруйска ініцыяваць ўсталяванне у гонар пісьменніка сімвалічнага мадмагільнага помніка на габрэйскіх могілках у Бабруйску. Да іншых варыянтаў ушанавання паці пісьменніка бабруйская "абщэственнасць", па ўсім відаць не гатовая.
ЛЕНА ГНЛЬФАНД:
Сб, 08/10/2011 - 13:14
ДАЖЕ НЕЗНАЮ ЧТО ПИСАТЬ. МОЙ ДЕД ЭЛЯ ШАЕВИЧ ГЕЛЬФАНД РОДНОЙ БРАТ МАМЫ ЕФИМА ДРАБКИНА.ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ ИМ. ОН С СЕМЬЕЙ БЫЛ В ЭВАКУАЦИИ В ТАШКЕНТЕ. ЗДЕСЬ МЫ ВСЕ И РОДИЛИСЬ И ВЫРОСЛИ. ТЕПЕРЬ МЫ ВСЕ ЭВАКУИРОВАЛИСЬ ПО ВСЕМУ БЕЛОМУ СВЕТУ. И ТОЛЬКО ЧЕТЕЗ ГОД Я УЗНАЮ ОБ ЕГО КОНЧИНЕ. Я ВСЕГДА СТИСНЯЛАСЬ СВОЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ БРОСИТЬ ТЕНЬ НА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА. СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШ САЙТ.
Уважаемые посетители, комментируйте последние новости на сайте Бобруйск.ру. Что случилось в Бобруйске? Искать новости - нашаработа. Ежедневно на сайте хроника важнейших событий в Бобруйске, белорусские новости, погода в Бобруйске, ваши фото и частные объявления, одним словом бобруйская жизнь. И фото происшествий каждый день. Здесь вы можете высказатьмнение опоследних событиях в Минске и Бобруйске и получить самые горячие бобруйские отклики! На сайте действует премодерация. Ваш отклик не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, бездоказательные утверждения, оскорбления личности и угрозы. Мнения авторов комментариев может не совпадать с позицией администрации сайта bobruisk.ru.
Опубликуйте объявление на сайте и в газете бесплатно!
Алесь, спасибо за статью!
А дом в котором жил Севела сохранился? Он как-то обозначен памятной доской?
Интересно, властьимущие, думают как-то увековечить имя земляка?
Хотя, по большему счету, об этом должна заявить городская интеллигенция, вот только где она?
АУ, земляки......
Дом Севелы вряд ли сохранился. Обратим внимание на слова писателя:
"Папа и мама были спортсменами. Они познакомились в Бобруйске на стадионе "Спартак". Мы жили рядом со стадионом".
Скорее всего, он родился и жил в районе улицы, где позже были построены 5-этажные дома. Указатель "Возле стадиона" необходимо принимать с учетом, что городского парка, примыкающего к улице Энгельса еще не было, до 80-ых прошлого века на месте лужайки городского парка со стороны Энгельса еще стояли частные деревянные дома. Поэтому речь может идти как о 5-этажных зданиях и территории детского сада непосредственно возле стадиона "Спартак", так и о нескольких зданиях в районе кафе "Аленушка" (ныне кафе МиАрли).
СПАСИБО ВАМ АЛЕСЬ ЧТО МЫ ЕГО ПОМНИМ ...
Давайте попросим Дмитрия Бонохова поменять ленина на СЕВЕЛУ. И тогда всё будет правильно и по человечески. Сколько можно делать вид, что Фима Драбкин нам приснился. Весь мир его знает, а мы не хотим знать. Это же наша ГОРДОСТЬ и СЧАСТЬЕ, что он РОДИЛСЯ у нас.
Брежнев его вычеркнул, а мы давайте опять его впишем в историю нашего местечка. Ни Ильф, ни Петров не могут с ним сравниться! А ведь он ещё и киноснимал. И какое!Спасибо что жили и ходили по нашим улицам. Будем помнить!
Как так вышло (?!) -- евреи , русские и мы -- никто , никто его не увековечил (?!) ...Мощнейшая личность . Всё Ефраим Севела пережил с улыбкой . И войну и славу и страх и иммиграцию и жизнь ... Люблю и помню ! С ним я не одинок даже сейчас . Он не чужой . Он родной ...Спасибо моя "Вечёрка ".
большое спасибо за статью, но хотелось-бы ещё иметь возможность почитать произведения наших земляков. А в библиотеках города их всего несколько книг.
Ефраим Севела жил на углу Энгельса и Московской. напротив заброшенного дома на фото. их дом давно снесен и там построены 5этажные дома.
Спасибо Гость. Но вы можете указать дополнительнй источник, чтобы проверить эту информацию?
"...в библиотеках города их всего несколько книг"
Очень многое Вы можете найти в интернете. Например тут:
Сергей Пинчук, согласна с Вами. Только нам бобруйчанам, не просить надо, а требовать.
Стыдно, что имя великого писателя не увековечено в нашем городе. Хотя, если бы мы выбирали себе мэра сами, из своих же бобруйчан, то многое было бы иначе...
Приезжим людям как-то "фиолетово" наше прошлое.
Спасибо за публикацию. Насчет дома где он жил,то в своей книге Легенды Инвалидной улицы Севела прямо пишет про 4-этажные дома,которые были построены на месте его дома...
Я очень рад что такие коментарии и такая статья. Значит евреев уважают и любят. Спасибо сайту что не забыли такого выдающегося человека.
Алесю и Валере - респект! Вы молодцы! Таких людей надо помнить. Севелу все любят и уважают на родине!
Сергей Пинчук, + 1!!! :)
Может евреев и уважают, вот только сами евреи почему то в этом вопросе выбрали хитрую позицию.Вас же по всему миру,что одуванчиков,в каждой области,штате,кантоне, регионе. Ну, вот и сбросьтесь по пару шекелей,долларов. Вас эта страна выучила,что вы ей дали взамен? Чего плачетесь, денег у вас - можете всё скупить.
Хватит плакаться что нет денег, Севела, безусловно личность,но не мировом уровне, и эти вот слова "Значит евреев уважают и любят. Спасибо сайту что не забыли такого выдающегося человека." Я бы добавил, вас то любят, только вы что то взаимностью не платите... ТРЕБОВАТЬ? Что значит требовать?! Что вы,евреи, дали этому городу? И почему в этом ряду не стоят белорусы, поляки,а поляков в Бобруйске немало, украинцы, литовцы, латыши, почему они не требуют,почему о них ни кто не заботится так как вы?!
Хотите увековечить память Севелы? Дорогие и любимые евреи, за лопаты и на субботник, зарабатывайте денежку на памятник и увековечивание Севелы, а не просите и уж тем более, требуйте.
Рекомендую прочитать книгу "Удар русских Богов" и вы поймете,как и за что любят евреев во всем мире.
А насчет увековечивания Севелы,это нужное дело,но пожалуйста, без истерии и словоблудия. Многие евреи достаточно умные люди, но не настолько чтобы их евреев и только евреев ставить впереди планеты всей, это далеко не так.Никто вас отсюда не гнал, не бил, были времена доставалось всем и красным и белым и евреям и белорусам, всем доставалось, но вот как что, так евреи шум поднимают, несчастные, гонимые, бедные? А на самом деле?
Шлемазл
Что то не могу понять с какого перепугу вы называете Севелу мощнейшей фигурой?А Василь Быков?Севела, обычный писатель и нет в его произведениях ничего абсолютного,нет и всё. Почитайте Сахарова,Солженицына, они пишут гораздо лучше и интереснее!
Просто получается, что только евреи, это каста,а вот по моему, лучше читать Нодара Думбадзе,там есть такой же юмор на бытовом уровне,но не так как у Севелы,всё с насмешкой,в каждой странице евреи выставлены как великомученики,не тяните одеяло на себя!?!!!
Однажды, тот с кого вы его постоянно и вечно стягиваете сбросит вас с кровати на пол,как это было всегда и во всех странах...
Настоящий славянин, гой по вашему...
Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45
Настоящий славянин:
Чт, 18/08/2011 - 19:05
так с, господа, я понимаю, что вам в одном месте свербит, но держите эмоции при себе. Евреи они абсолютно такие же люди, как и все остальные. Возможно они в чем-то даже лучше вас.
поляки, а что сделали поляки для бобруйска? а не ну спасибо конечно что благодаря полякам наши с вами предки предали свою веру, обычаи, традиции и т.д. ради шляхецких вольностей? так кто хуже еврей, который всю жизнь торговал и хитрил, или славянин, который в одночасье уверовал в непогрешимость папы и римской католической церкви, ради того, что бы на балу в варшаве, потискать в углу страшную польку, "зато ж яна царских кравей"... стыдно господа, стыдно обвинять людей свято хранящих свои традиции и обычаи, забывая самим про свои... хотя бы за это они достойны вашего уважения.
Ne sravnivaite Bykova i Sevelu, eto nesopostavimo. Kazhdui pishet o tom, chto znaet, Sevela o bobruiskih zhitelyah, Nodar Dumbadze - o Gruzinskih.
Chitaya "babushka, Iliko, Illarion" i "ostanovie samolet.."-obaraza hohotala do slez.
Константин, что значит предки предали веру?
Человек вправе сам выбирать в какой храм ему ходить.
В Бобруйске есть семьи где родители католики, а их дети православные, или наоборот, родителей крестили в церкви, а дети ходят в костел...
Скажу Вам еще более страшную вещь - знаю семью, где один брат православный, второй католик, а третий атеист - и все прекрасно меж собой ладят, очень дружные.
Вы, Константин, пытаясь парировать выпады неадекватов, сами скатились к их логике в отношении людей другой религии...
Доброй ночи всем.
Хорошо, что случайно перед сном зашел на сайт. Ребята успокойтесь пожалуйста. Некоторые из последних комментариев очень уж похожи на мысли Кроликова из комедии "Ширли-Мырли". Они такие все смешные, хоть и кажутся серьёзными.
Определение "настоящий славянин" в нашем городе сегодня относится наверное только ко мне. Мои предки старообрядцы пришли на эти земли 300 лет назад и их здесь приняли. А браки с другими национальностями у моих предков не приветствовались. Хотя случалось всякое. Например, к нашему берегу прибивались поляки, молдаване, украинцы и даже казахи. Немножко, но есть. И только моя родословная пока чиста... Но я свою "чистую" кровь слегка разбавил в бобруйских и московских больницах. И думаю, как всегда, без евреев не обошлось. Одну фамилию я таки успел прочесть на донорской баночке во время операции: "Дедкина!" Надеюсь и мой добровольно сданный литр кровушки пригодился какому нибудь чистокровному еврею или бобруйскому вьетнамцу и вот в эту данную минуту заставляет сокращаться их горячие и интернациональные сердца. Так что даже моя "чистота" теперь условна. К тому же я ей и не дорожил. Так, интересно или даже забавно. И всё. Я прошу не надо так энергично защищать славянские интересы. Вы где живёте, родные? Город наш не большой и все друг друга знают. И мы все друг друга знаем. 600 лет в Бобруйске существуют самые разные национальности и конфессии, и всем всего всегда хватало. И были ли здесь межнациональные или религиозные войны? Не трудитесь и не листайте учебники. Нет. Если бы нацисты не пришли, а до них мы коммунистам не доверились, горя бы этот город не знал...
Давайте лучше скажем спасибо всем тем, кто строил до нас этот город, погибал за нас, работал для нас. Многие бобруйчане уехали на край земли строить другие счастливые города, многие совсем недавно пришли из деревень и стали счастливыми горожанами, многие к нам бежали от горя. Сегодня евреев мало, но стало больше азербайджанцев. Как раз сегодня после обеда я парой фраз перекинулся с Натиком Багировым на открытии выставки. Выставка Азербайджана в Бобруйске! А может, история так закрутится, что на этой прекрасной земле через 100 лет будут трудиться венесуэльцы. Или китайцы. Хотите или нет, но у нас не спросят. Нас уже не будет. А может и евреи вернутся. Знаю, что моим друзьям детства Марату Елифу, Игорю Гафту, Мише Нахмановичу, Гене Плоткину и Борису Мишкину израильский климат как то не очень... И кроме меня им будут рады мною известные чистокровные (без кавычек!) бобручане: Евгений Сысой, Дмитрий Шнейдер, Игорь Идиатулин, Дмитрий Капский, Каринэ Бит-Бет, Мухамед Алиев, Ирина Гончаренко, Александр Клютченя, Анна Чуртан, Сергей Эскузян, Михаил Клейнер, Марина Басилошвили, Тарик Абдул-Вахора и Иван Евстратович Васильев. Национальности этих людей решил не называть.
Теперь о Ефраиме Севеле. Слава Богу ,что я его встретил в своей жизни. Мы с ним непрерывно проговорили пять часов. Мы виделись в первый и последний раз в жизни... Я много уже об этой встрече говорил и через прессу и через телевидение поэтому не буду повторятся. Узнал много секретов, но подобно Горбачёву заговорчески промолчу. Ещё не время. "Открою" только одну тайну. Не просите. Одну. Он любил весь свет. Всё.
В конце 20 века в мире среди "советских" писателей больше всех издавались Александр Солженицын и наш Ефраим Севела. Но это так для информации. Тиражи конечно же не показатель величия писателя, но лично мне приятно. Василь Быков... что тут рассуждать, я в который раз его сейчас перечитываю. Это наша совесть. Как его не хватает. И именно сейчас. И как больно, что последние дни он доживал не на своей земле. Больно и стыдно. Причины? Они были, но о причинах я сегодня не хочу. Не надо. Но Великий Василь Быков родился не в Бобруйске и улицы нашего города не нюхал. Поэтому Севела для меня чуточку роднее... Хотя, нет, зачем их мерить? Оба они для меня родные! И вам, "настоящим славянам", не советую их противопоставлять... Не советую вам так же наших родных уехавших евреев противопоставлять с нами (сколько в городе национальностей?), с оставшимися... Думаете это было так легко? С ноля начинать новую жизнь на краю земли? И ведь у них получилась. Во всяком случае денег у нас не просят... И еще, я Вас очень прошу не увлекайтесь рассуждениями о том кто больше постродал во время войны... Помолчите. Помолчите и сходите в церковь и поставьте свечку за упокой убиенных мучеников. Всех мучеников.
А память о Севеле нужна всем: и уехавшим и приехавшим. И не надо нам израильских субботников и беларусских воскресников. Есть здравый смысл, бюджет и спонсорская помощь.
И последнее пожелание: не обижайте здесь словом евреев, поляков... Так своим словоблудием разбудите "дух мировой исторической справедливости" по имени Адольф. Есть что сказать? Позвоните лучше мне +375296370889. Поговорим о городе, любимом Богом.
Валера а вот мой ширлимырливский тост:"За белого человека !" И вы будете смеяться у меня друг бобруйский негр Саша))))))))))).За ним наше светлое завтра.Или чёрное сегодня?Севелу бы улыбнуло:)Бобруйск рулит!Кого тут только нет ?Все на станцию переливания крови ! Намешаем наш бобруйский интернациональный кактэль "лакомка"!Алексееву -Дедкину ,Шниперсону-Кроликова,Севеле-Быкова,Славянину-Думбадзе,Красавину-Багирова,Гостю-Гельфанд.И перемешать.На самом деле НИ КАКИХ ПРОБЛЕМ МЕЖДУ НАРОДАМИ У НАС НЕТ!Все приезжайте ВСЕМ РАДЫ ! Ворчуны у нас есть как и везде.В Германии "мешают" турки во Франции -африканцы в России - таджики .А у нас В Бобруйске все перемешались со всеми!И все любят Севелу , как я чёрного как ночь и хитрющего как Моня Цацкис -Сашку!Шалом Алах Ахбар и Слава бОГУ !
И ДЕЙСВИТЕЛЬНО ВЕЧЕРНИЙ БОБРУЙСК ! СПАСИБО !НА ВАШЕМ ВЕЧЕРНЕБОБРУЙСКОМ САЙТЕ СКОРОТАЛ ВЕЧЕР.ЗА ТРИ ЧАСА ПРОЧИТАЛ ЛЕГЕНДЫ! КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ЧТО У НАС ЖИЛИ ТАКИЕ ЛЮДИ!И КАК ЗДОРОВО ЧТО ЕФРАИМ СЕВЕЛА ВСЁ СУМЕЛ СРИСОВАТЬ!И ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ МАЛЬЧИКА БЕРЭЛЭ МАЦ ! И ОН ЖИЛ ЗДЕСЬ!СПАСИБО СЕВЕЛЕ И ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ ДОБРЕЙШЕМУ ИЗ ДОБРЕЙШИХ ПИСАТЕЛЕЙ ПРОСЛАВИВШИЙ ОДНУ НАШУ УЛИЦУ НА ВЕСЬ МИР!И Я С ЭТОЙ МИНУТЫ БУДУ ДОБРЕЕ.ОБЕЩАЮ!
Спасибо Галина за поддержку Я бы попросил бы Валерия не уподобляться Михайлу Сергеевичу. Нам же всё интерестно .Всё, что связана с Севелой.Каждая мелочь.А вы ра ссказали ,как кот наплакал .Я вам завтра позвоню .А пока лучше спокойно спит,е.И все неравнодушные к нашей истории люди тоже спите. Завтра поспорим.Но лучше нет.Завтра умер Севала.Да и после Валерия Алексеева писать больше незачем .Добавить нечего о ГОРОДЕ любимом БОГОМ.
Валера Алексеев
+100
Спасибо , милый Алесь Красавин. Читаю всю ночь вечного Севелу . Прочитал и Валеру Алексеева .Дай Бог чтобы вас так любил город любимый Богом !
Ну без антиссемитов таких как Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45 и тут не обошлось. Печально конечно
Не кто не плачется дорогой гость просто не все евреи как и белорусы живут так хорошо как вы тут комментируете есть и бедные которых хочется поддержать хотя бы через комментарии в этом уважаемом сайте. А кто были самыми талантливыми учёными врачами хорошими сапожниками. А вы такое тут пишите постыдились бы мол евреи ничего не сделали. Подумайте об этом и пожалуйста извинитесь за такие оскорбления Нехорошо это дорогой Гость:
Чт, 18/08/2011 - 18:45
Vsem, kto chitaet bobruisk.ru:
Prochtite zamechatelnuyu knigu Abrama Rabkina (izvestnui hudozhnik iz Bobruiska) Vniz po Shosseinoi. Ulitsa Baharova do voiny byla Shosseinoi.
Ne pozhaleete.
фискаб.у.бахарава и социалки там жила их семья после войны...
19 августа. На могиле матери Севелы.
«» на
Также см. фотохронику
В Бобруйск каждое лето приезжает творить заслуженный художник России, живописец, график, ПИСАТЕЛЬ, патриот своего Бобруйска, города в котором он родился, который прошел все ады, и зовут этого Человека Абрам Исакович РАБКИН. Прочтите его замечательную книгу "Вниз по Шоссейной" и Вы оцените творчество истинного бобруйчанина, патриота и прекрасного человека. Не буду сравнивать несравнимое - этот человек сегодня здесь, восхищайтесь. Но так уж устроен "интеллегентный" человек, не зная творчества художника, публично восторгаться. К примеру, не зная творчества итальянского кинорежиссера Антониони, он при одном упоминании о нем, начнет восхищаться: "Ах, Антониони, Антониони!.." Психиатры оценивают такие проявления, как мания... Мания чего? - Не психиатр.
Спасибо, Кактус. Мы регулярно пишем об Абраме Исааковиче. Одна из последних публикаций о художнике на сайте:
По изрытому снарядами полю, где догорали подбитые танки и люди в шинелях валялись везде, куда ни кинешь взгляд, бродил, еле переставляя ноги, солдатик без шапки, в изорванной гимнастерке, со жгуче-белой марлевой повязкой на руке до локтя. Он заглядывал в лица убитым, поворачивая тела на спину. И шел дальше. К другим кучам тел.
-Ву из реб Мойше? - тихо и безнадежно повторял он.
Э.Севела
Земля изгибалась под солнцем нелепо и странно,
Круглила хребет-горизонт – благодетельный труд...
Он шел – долговязая тень, незаросшая рана
Из тех, что до смерти вселенскою кровью текут.
Он спрашивал: «Где?..», плотный воздух вдыхая неровно
И жалко моргая иссохшими листьями век.
Он шел. Под ногами лежали тела, словно бревна.
А где-то вдали разливался потерянный свет...
Ему отвечали...когда-то...и – некому больше.
А он не поверил, не понял, не знал, не привык –
Тянул, как молитву унылую: «Ву из реб Мойше?»,
Качаясь от вязкой усталости, будто цадик...
Игрушки сломались, как люди, и брошены рядом
Белесыми лицами кверху – но где светлый лик?..
Они сверлят небо бессмысленным кукольным взглядом,
Того провожая, кто в небо идет напрямик.
Он шел как летел – осторожно, безумно и тихо,
Вопрос свой катая, запекшийся кровью, во рту...
Неузнанной смерть ходит рядом в обличье шутихи.
Глаза изболелые смотрят с тоской.
В пустоту...
Спасибо господин Красавин за ссылку, открыл, посмотрел, думал добавились комментарии, но нет. Почему? Потому, что там речь идет о патриоте, который не бросил свой родной город и страну, которые защищал и которым продолжает творить и отдавать свое творчество.
Жил бы Севела в России сейчас и никто бы не вспомнил о нем в Бобруйске о его творчестве, о том, что он проживал на Инвалидной, а так, ЭМИГРАНТ... как можно. "Ах Антониони, Антониони..." - это фраза из репризы Геннадия Хазанова, посвященной интеллигентской толпе.
Великий сын Бобруйска !Столько книг,столько фильмов,столько сценариев ! Помним и скорбим...
Севела не был эмигрантом. Он скорее относится к тем людям, которые не имеют душевного спокойствия и стремятся к чему-то всю жизнь. Как очень точно заметил Алесь Красавин, у него была "жажда свободы и вольного ветра". Абрам Рабкин тоже уехал в Питер, это по по-вашему не эмиграция?
Я пронализировал ваши кактус комментарии и понял , что вам абы повредничать .Писали бы , что Севела плохой и вы бы ,я уверен , первым его защисчали.Да?Причём тут Рабкин ,Быков..?Мы говорим о Севеле потому что он год назад умер.Вот и всё .Помним и скорбим
ЛИТВИН:
Пнд, 22/08/2011 - 15:17
Парадоксальная ситуация. Человека, достойного общественного внимания, при жизни не замечаем, а когда он уходит в мир иной мы все начинаем вспоминать, какой он был. Давайте будем отдавать должное таланту при жизни, от этого только больше получим. А я не вредный, просто кактус, но с мягкими колючками.
ЛИТВИН:
Пнд, 22/08/2011 - 15:17
Я извиняюсь, но в голову пришла мысль, Литвины проживали по ул. Энгельса по четной стороне улицы недалеко от Московской и по ул. Комсомольской (б. Водопроводной) № дома примерно 125-127, эти два дома имели родственную связь. Вероятно поэтому Вы такой поклонник Севелы, что были соседями с Фимой Драбкиным?
Я при жизни Севелу очень даже замечал .Я его читал и друзьям рекомендовал ."Литвин "-это мой псевдоним ,как и ваш ,надеюсь,"кактус".На самом деле меня зовут Юрий Иванович.А поклонником Севелы я стал потому ,что он самый ,на мой взгляд ,интересный писатель.При жизни мне не удалось ему сказать об этом.А сейчас поводом стала эта замечательная статья.
я уехала в 1996 году. а дома на месте где жил Севела были снесены в году 1990 и на их местах был выстроен целый квартал домов по переметру. Энгельса, Московская, Октябрьская Карла- Либнехта
Севела самоопределен как бобруйчанин , да и сами бобруйчане чувствовали в нем своего , я имею тут сказать за старый марамойский Бобруйск , не за жлобов , которые тоже достойные люди , но Севела для них писал и жлобы Севелу не читают . Я жил на Энгельса . Мне понятен Севела . Времена меняются , меняется Бобруйск . Все о чем он писал не совсем актуально , анекдоты про евреев - их есть в интернете . А в Бобруйске шины .
Вы про что пишете ? Сами анализируете ? Севела писал шедевры ! Какие шины ? Севела писал про людей !?!
Вы ж меня не поняли , уважаемый ! Конечно Севела писал шедевры про людей . И людей было в Бобруйске ... а сейчас шины !
Согласен , но не совсем .Людей хороших в нашем городе много.А "шин" ,как Вы написали , достаточно и по всей стране.А "шиномонтажка" у них в центре .
Да, да хороших людей наверное в Бобруйске есть , но они на шедевры не тянут . Время другое - масс-продакшен , сайнс-фикшен , тотал-халоймэс .
Валерий, с уважением отношусь к Вам, но не понимаю, как можно в доме у такого человека (да и просто в доме!) не снять головного убора?
Простите... Я просто не люблю себя лысиком...Я бейсболку одел только когда мы решили сфотографироваться ...Пустили на 5 минут , а чай пили 5 часов...Удивительный был человек...
Моня Бобруйский мой псевдоним,это я к тому, что бы не обвиняли в национвльной предвзятости. Фима Драбкин - человек Мира, родившийся в Бобруйске. Бог дал ему талант и он его употребил на то что ему дороже всего в этом мире, это его народ, его улица, его город, его детство. Бобруйск имеет траегическую историю.В моём понятии сейчас это если мягко сказать полумёртвый город. И не теште себя иллюзиями, но без Евреев от города осталось одно название и "щины". Кто не жил в Бобруйске до "ИСХОДА" пусть знает что он живёт в Нью-Бобруйске, а это совсем не то. Уже нет того калоритного, самобытного народа и его культуры даже разговорная речь не та. У Бобруйчан был свой неповтаримый сленг по которому они узнают друг друга в любой точке мира. И не надо делать из себя литературных критиков спадары, вам это ни к чему, просто читайте талантливого человека. Я мечтаю о том чтобы нашёлся такой же талант и описал 60-70 годы. А если "варяги" правящие городом решат увековечить память людей прославивших его жителей в мировом масштабе буду рад оказать посильную помощь.
Моня, згодны з Вамі, Бабруйск без габрэеў страціў сваю непаўторную адмецінку. Сваіх з'ехаўшых сяброў і аднакласнікаў, габрэяў, згадваю з цеплынёй і шкадобаю. Яшчэ абурае тое, што многія праваслаўныя прыходы Бабруйска ператварыліся ў асяродкі антысемітызму. Ніколі не забуду нядаўні эпізод з жыцця, калі групка сталых жанчынак, сеўшы ў тралейбус на пр.Мікрараён да самай Шмідта бэсцілі ў размове жыдамасонаў. А ехалі яны цалаваць у капліцу на Мінскіх могілках цудатворны абраз. Гадка было слухаць гэткіх верніц. А як выйсце з ушанаваннем памяці Ефраіма Севелы, прапаную габрэйскай абшчыне Бабруйска ініцыяваць ўсталяванне у гонар пісьменніка сімвалічнага мадмагільнага помніка на габрэйскіх могілках у Бабруйску. Да іншых варыянтаў ушанавання паці пісьменніка бабруйская "абщэственнасць", па ўсім відаць не гатовая.
ДАЖЕ НЕЗНАЮ ЧТО ПИСАТЬ. МОЙ ДЕД ЭЛЯ ШАЕВИЧ ГЕЛЬФАНД РОДНОЙ БРАТ МАМЫ ЕФИМА ДРАБКИНА.ВСЕГДА ГОРДИЛСЯ ИМ. ОН С СЕМЬЕЙ БЫЛ В ЭВАКУАЦИИ В ТАШКЕНТЕ. ЗДЕСЬ МЫ ВСЕ И РОДИЛИСЬ И ВЫРОСЛИ. ТЕПЕРЬ МЫ ВСЕ ЭВАКУИРОВАЛИСЬ ПО ВСЕМУ БЕЛОМУ СВЕТУ. И ТОЛЬКО ЧЕТЕЗ ГОД Я УЗНАЮ ОБ ЕГО КОНЧИНЕ. Я ВСЕГДА СТИСНЯЛАСЬ СВОЕЙ ПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ БРОСИТЬ ТЕНЬ НА ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА. СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШ САЙТ.
Только на сайте bobruisk.ru!
2011-й год: каким он был для бобруйчан?
ОБСУЖДАЕМЫЕ ТЕМЫ:
Какие изменения произойдут в Беларуси в 2012 году?
Эфраим Севела: «Таков был город, в котором я родился»
Странные светящиеся шары в небе над Бобруйском
В бобруйской квартире вырос лимон в 720 граммов!
Более 30 домов в Бобруйске остались без тепла
«Чырвоная вежа» в Бобруйске станет еще краше!
СМОТРИТЕ ДАЛЕЕ: 2012 | 2011 |
Уважаемые посетители, комментируйте последние новости на сайте Бобруйск.ру. Что случилось в Бобруйске? Искать новости - наша работа. Ежедневно на сайте хроника важнейших событий в Бобруйске, белорусские новости, погода в Бобруйске, ваши фото и частные объявления, одним словом бобруйская жизнь. И фото происшествий каждый день. Здесь вы можете высказать мнение о последних событиях в Минске и Бобруйске и получить самые горячие бобруйские отклики! На сайте действует премодерация. Ваш отклик не будет опубликован, если он содержит ненормативную лексику, бездоказательные утверждения, оскорбления личности и угрозы. Мнения авторов комментариев может не совпадать с позицией администрации сайта bobruisk.ru.
Опубликуйте объявление на сайте и в газете бесплатно!
Звездный дом
За полчаса до весны
Подарок поклонникам группы «На-На» в Бобруйске!
Поздравления
ГОРОДСКАЯ АФИША
Бобруйские блоггеры
МАГАЗИНЫ БОБРУЙСКА
КЛУБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Последние новости
Последние комментарии
1 час 7 минут назад
2 часа 43 секунды назад
2 часа 31 минута назад
2 часа 58 минут назад
2 часа 59 минут назад
3 часа 14 минут назад
3 часа 18 минут назад
3 часа 38 минут назад
3 часа 58 минут назад
3 часа 58 минут назад
Наш опрос